ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ГБОУ СОШ № 825 НА 2012-2017 ГОДЫ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ГБОУ СОШ № 825

НА 2012-2017 ГОДЫ

 

1. Концептуальная часть

1.1. Ключевая идея

Создание открытой образовательной (т.е. учебно-воспитательной) среды, стимулирующей и поддерживающей мировоззренческое и социокультурное самоопределение всех субъектов образования (школьников, родителей и педагогов) в ценностях практического гуманизма.

При этом под образовательной средой мы понимаем школьную среду, в которой гармонично сорганизованы процессы обучения, воспитания, социализации и взросления. Открытость среды предполагает институциональную включенность школы в формирование гражданского общества столицы.

1.2. Обоснование ключевой идеи

Коллектив педагогов, детей и родителей школы №825 г. Москвы в своем настоящем и будущем ориентирован на идею построения Школы практического гуманизма.

Во все времена гуманизм есть раздумье и забота о том, как бы человек стал человечным, а не бесчеловечным, «негуманным», т.е. отпавшим от своей сущности. Сегодня сущность человека настолько спрятана за достижениями цивилизации, настолько не проявлена, что впору говорить о ее утрате и забвении. Возрождение гуманизма невозможно без возрождения сущности человека.

По словам философа М.К. Мамардашвили, человек есть существо, которое есть в той мере, в какой оно самосозидается какими-то средствами, не данными в самой природе. Человек - существо, саморождаемое через культуру.

Самосозидание средствами культуры, выражающее сущность становления «человеческого в человеке», по определению есть абсолютно реальное, практическое действие конкретного человека, и, одновременно, требование практического, а не умозрительного гуманизма в социуме.

Практический гуманизм – это жизненная позиция человека, выражающаяся в сознательном принятии и деятельном претворении в жизнь гуманистических ценностей. Такая позиция реализуется удерживающим ее человеком всегда и везде, каждый день и в каждом месте, свободно и ответственно. По сути, это образ жизни Человека. В этом смысле практический гуманизм – альтернатива рассудочным технократизму и прагматизму,  истеричным  шовинизму, экстремизму и ксенофобии.

Педагогика практического гуманизма, на наш взгляд,  есть убеждение, укрепление, поддержка человека, созидающего свою гуманистическую позицию  в пространстве повседневной жизни.

Педагогика практического гуманизма держится не на «помочах» руководства, назидания и наставления, а на поддержке собственных усилий человека по взращиванию, культивированию Человеческого в себе, иными словами, на поддержке самоопределения личности.

Среди тех сред, где возможно и необходимо осуществление педагогики практического гуманизма, особое место занимает массовая общеобразовательная школа как среда социализации, обучения и воспитания не отдельных индивидуумов, но целых возрастных когорт. Смещение акцента гуманизации на массовую школу может способствовать «выходу» гуманистического образа жизни за пределы культивирующих его элит, в широкие слои общества.

В реализации концепции Школы практического гуманизма коллектив школы № 825 сотрудничает со школой №1274 им. В.В.Маяковского г.Москвы и Лицеем «Бауманский» г.Йошкар-Олы.

Нас объединяет стремление воспитать в наших детях гуманистическое ценностное отношение  к миру, к другим людям, к самому себе. При этом мы осознаем и призываем других осознать реальную сегодня опасность формирования антиценностных отношений личности к важнейшим сферам бытия.

Отношение к миру 

 

Объекты отношения

(ценности)

В чем выражается ценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного роста)

В чем выражается антиценностное отношение личности к данным объектам (показатели личностного регресса)

Семья

уважение семейных традиций, гордость за свой род, свою фамилию

социальная беспочвенность, игнорирование ответственности за продолжение жизни

Отечество

гражданственность, патриотизм

обывательство и социальное иждивенчество

Земля

любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам

потребительское отношение к природе и ее богатствам

Мир

миротворчество и неприятие насилия

милитаризм

Труд

трудолюбие, стремление к творчеству

лень

Культура

интеллигентность

бескультурье, хамство и вандализм

Знания

любознательность

невежество

Отношение к другим людям 

Человек как таковой (такой же, как Я сам)

 

гуманность

 

жестокость

Человек как Другой, как альтер-Эго (не Я)

 

альтруизм

 

эгоизм

Человек как Иной (не такой, как Я)

толерантность

ксенофобия, национализм, расизм

Отношение к самому себе

Я - телесное

забота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни

пристрастие к вредным привычкам, негативизм по отношению к собственному здоровью

Я - душевное

самопринятие и душевное здоровье

недоверие к своей самости, комплекс неполноценности

Я - духовное

свобода как главная характеристика духовного бытия человека, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека

 

несвобода личности, превращение ее в “социальную пешку”

 

Для проектирования будущего российского образования принципиальное, на наш взгляд, значение имеет предложенное В.И. Слободчиковым понимание образования как единства четырех процессов:

- воспитания (целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека);

- обучения (целенаправленное влияние на развитие знаково-операционной сферы человека);

- социализации (ребенок в образовательной системе подвержен не только управляемой (воспитание и обучение), но и стихийной социализации: он проводит значительную часть времени в свободном общении с другими учащимися, воспринимает образы взрослых и выбирает образцы для подражания, участвует в неформальной структуре отношений в рамках тех групп и коллективов, в которые входит, и т.д.);

- взросления (каждый ребенок в рамках той или иной образовательной системы проходит определенные возрастные этапы; в традиционной школе присутствие процесса взросления отражает формула «учет возрастных особенностей учащихся», в ряде инновационных образовательных систем ставится задача «перевода» детей из возраста в возраст, «конструирования» возраста средствами образования).

Указанные образовательные процессы осуществляются в любом образовательном учреждении, но для инновационной школы необходим выбор ведущего, «прорывного» процесса, который подобно «локомотиву» повел бы за собой остальные «вагоны» образовательного «поезда». И это уже происходит в практике современного московского образования. Независимо от своего организационно-правового статуса (общеобразовательная школа, гимназия, лицей и т.д.) инновационные образовательные учреждения могут быть отнесены к одному из типов: «школа обучения», «школа воспитания», «школа взросления», «школа социализации».

Школа № 825 относится к типу «школы воспитания», то есть представляет собой школу, в которой ведущей формой образовательного процесса является воспитание, а другие формы образовательного процесса – обучение, взросление и стихийная социализация – дополнительны по отношению к нему (обусловлены им и влияют на него).

Теория воспитательных систем, разрабатываемая научной школой академика Л.И. Новиковой, является концептуальной основой развития школы № 825 как Школы практического гуманизма.

Воспитательная система – это «целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающая среда) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат» (Л.И. Новикова).

«Выращивая» социальный организм воспитательной системы на базе школы, мы придаем ей «лица необщее выражение», формируем особое качество образования человека – воспитывающее, личностно-ориентированное – в школе. При этом процесс воспитания не подавляет и не подменяет другие образовательные процессы, а собирает их в целое, преобразует, придает им воспитывающую направленность.

1.3. Приоритетные цели программы развития

Ценности практического гуманизма должны найти свое воплощение в когнитивном (знания), отношенческом (мировоззрение), эмоциональном (чувства) и деятельностно-волевом (социальное и культурное действие) «слое» личности. Исходя из этого, приоритетными целями деятельности школы № 825 являются:

- воспитание у каждого школьника чувства уважения человека, его прав и свобод, готовности защищать честь и достоинство себя и других людей, противостоять деструктивным контрсоциальным процессам и явлениям;

- формирование у школьников универсальных познавательных способностей и компетентностей, обеспечивающих интеграцию знаний в целостное гуманистическое мировоззрение;

- формирование у школьников полноценной российской идентичности (гражданского самосознания, патриотизма, толерантности), способности к ответственному самоопределению в современной культуре;

- развитие у школьников способности к свободному и ответственному социальному действию, формирование опыта демократического поведения, ответственной заботы друг о друге, коллективно-творческой деятельности.

1.4. Стратегические направления изменений

Для реализации указанных выше целей необходимо:

- усилить мировоззренческий потенциал воспитательного процесса, акцентировать проблему формирования российской идентичности как приоритетную в воспитательной деятельности педагогов; 

- осуществить преобразование учебного процесса в школе на основе принципов личностного знания, интеграции знаний в целостное мировоззрение;

- обеспечить создание в школе открытого и доброжелательного к инициативам школьников пространства ответственного социального действия (с выходом на взаимодействие с институтами гражданского общества).   

1.5. Ожидаемые результаты

Новообразования в развитии детей: положительная динамика личностного роста школьников; освоение школьниками способов ненасильственного действия и демократического поведения, критического мышления и рефлексии, навыков самоорганизации, самоуправления, проектной деятельности; формирование ценности школьного патриотизма, толерантного сознания; развитие субъектности в учебно-познавательной деятельности; формирование личностных мотивационных механизмов учения;  формирование опыта самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития в учебно-познавательной деятельности; формирование умений вести учебный диалог, проблематизировать собственную деятельность; развитие навыков учебного самоконтроля и самооценки; опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности, умение работать в команде, навыки групповой кооперации.

Новое в содержании, формах и методах педагогической деятельности: совершенствование профессионального мастерства педагогов школы, развитие их профессионального сознания, позиции воспитателя; метапредметная система заданий, направленных на обеспечение в пространстве урока процессов самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности школьника; описание коммуникативной картины уроков по различным учебным предметам; выявление ценностного содержания современных естественнонаучных и гуманитарных учебных предметов; формы гуманизации контроля и оценки учебной деятельности школьников на различных возрастных ступенях образования; технология проектирования и реализации педагогических событий как гуманистическая альтернатива мероприятийному подходу к воспитанию; определение инновационных форм развития субъектности родителей в образовательном процессе; определение форм развивающей совместности учащихся друг с другом, учащихся и педагогов в различных видах деятельности.

Новообразования в управляющей системе школы: повышение эффективности принимаемых управленческих решений при сохранении качества гуманистических отношений между субъектами воспитательной системы; каталогизация возможностей и рисков, связанных с диверсификацией образовательного процесса в школе; создание концепции и технологии управления развитием школы как гуманистической воспитательной системы.

Формы представления результатов: серия статей в научно-методических журналах и сборниках; научно-методический сборник по итогам реализации Программы развития; промежуточные «круглые столы», семинары и итоговая научно-практическая конференция.

 

2. Проектная часть.

Реализация приоритетных целей и стратегических направлений изменения воспитательной системы школы предполагается в рамках трех взаимосвязанных проектов:  

1. Проект «Актуализация мировоззренческого потенциала воспитательного процесса и усиление его влияния на формирование российской идентичности школьников».

2. Проект «Организация учебного процесса в формах, обеспечивающих интеграцию знаний учащихся в целостное мировоззрение».

3.  Проект «Преобразование пространства социального действия и ответственной заботы школьников».

Каждый проект будет представлен ниже в следующей логике:

- имеющийся задел по проекту;

- предполагаемая инновационная деятельность в рамках проекта;

- ожидаемые результаты реализации проекта.

 

2.1. Проект «Актуализация мировоззренческого потенциала воспитательного процесса и усиление его влияния на формирование российской идентичности школьников»

Задел по проекту. Уже много лет воспитательный процесс в школе  № 825 основывается на системе школьных ключевых дел. Содержание этих дел, общение и отношения, возникающие в процессе их подготовки, во многом обеспечивают присвоение школьниками ценностей практического гуманизма.

Эти дела носят комплексный характер, охватывая как учебную, так и внеучебную сферу, проходят один раз в месяц. В них принимают участие в той ли иной форме все учащиеся с 1-го по 11-й класс, все учителя школы, многие родители и выпускники школы.

Непременная черта каждого ключевого дела – коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов. На всех этих этапах взрослые и дети действуют вместе, как равноправные инициативные партнеры, что способствует формированию у детей субъектной позиции, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений, развивает творческие способности и чувство ответственности.

Главная действующая единица ключевого дела – школьный класс. Подготовительная работа внутри класса может строиться по методике КТД или на основе групповой кооперации, но в любом случае за счет многообразия ролей и позиций каждый школьник получает реальные возможности для самореализации.

Взаимодействие классов в процессе подготовки, реализации и рефлексии общешкольных дел создает ситуацию их взаиморазвития: коллективы, находящиеся на стадии формирования, быстрее преодолевают болезни роста, сформировавшиеся коллективы получают стимулы к совершенствованию и обновлению.

На настоящий момент система школьных ключевых дел школы № 825 включает: Туристско-экскурсионный день, Пушкинский месяц, Праздник песни, КВН выпускников, Подростковый сбор, Праздник знаний, Лагерный сбор старшеклассников, Праздник чести школы, Рассвет Победы.

Особое место в системе ключевых дел занимает Лагерный сбор старшеклассников. Сбор – временная разновозрастная (детско-молодежно-взрослая) община, живущая в интенсивном режиме коллективно-творческой деятельности на благо общества и человека, наследующая обычаи и традиции коммунаров и «орлят», претворяющая в действительность ценности добра, чести, справедливости.

В течение года проводятся два сбора: однодневный школьный – в январе, и трехдневный выездной лагерный сбор – в марте, апреле.

На сборах представлены следующие возрастные группы:

1) юные сборовцы – учащиеся 5-8-х классов;

2) старшие сборовцы – учащиеся 7-11-х классов;

3) сборовцы-«старики» - выпускники школы (студенты, молодые специалисты), по решению Большого совета сбора удостоенные чести быть помощниками и консультантами сборовских отрядов и образующие на выездном лагерном сборе особый отряд «стариков»;

4) сборовцы-педагоги – педагоги школы, утвержденные Большим советом сбора в качестве старших наставников и консультантов сбора и  образующие на выездном лагерном сборе особый педагогический отряд.

Сбор влияет на развитие личности, в том числе на ее мировоззрение через:

- жизнедеятельность разновозрастных отрядов, которые формируются примерно за месяц до сбора и в течение этого времени интенсивно готовятся к его проведению;

- общие коллективно-творческие дела сбора, в которых участвуют разновозрастные отряды (Главное философское дело, Главное творческое дело, социально-значимые сборовские акции, спор-клубы, творческие экспромты, спортивные игры и марш-броски и т.д.);

- соблюдение всеми участниками сбора его законов, обычаев и традиций;

- знаково-символическую среду (у сбора свои символы и атрибуты, свои песни);

- многообразие ролей, в которых может себя попробовать участник сбора (идейный вдохновитель, режиссер, сценарист, актер, организатор, специалист, активный зритель и т.д.; комиссар, дежурный командир отряда, дежурный у знамени, разводящий знаменной группы и т.д.); 

- постоянную рефлексию событий и отношений на сборе (формы рефлексии – вечерние отрядные «огоньки», общие сборовские «огоньки», обсуждения и дискуссии по итогам конкретного дела);

- институты сборовского самоуправления (Большой совет, в котором принимают участие все сборовцы и который гласно и открыто, на основе демократических процедур принимает решения по важнейшим вопросам, осуществляет стратегическое планирование, подводит итоги и дает оценку деятельности всего объединения, сборовских отрядов и ответственных лиц; Малый Совет, куда входят комиссары и дежурные командиры отрядов, представители отрядов «стариков» и учителей; советы отрядов).

Разновозрастной сбор не имеет ка­кой-либо утилитарной, прагматической цели. Это самостоя­тельная духовная ценность, разделяемая общностью детей, молодежи и взрослых, попытка построить мир высоких человеческих отношений. Сбор – это проект лучшего будущего, осуществляемый на социальной и духовной почве России.

Предполагаемая инновационная деятельность в рамках проекта. Несмотря на проверенную временем способность педагогического коллектива СОШ № 825 вести системную работу по формированию гуманистического мировоззрения и российской идентичности школьников, последнее время мы обостренно осознаем (под возрастающим давлением СМИ и СМК, распространением жизненного уклада «общества потребления»)  необходимость усиления деятельности в этом направлении.

Это предполагается осуществить через:

1. Повышение уровня событийности каждого ключевого дела.

Событие воспитания – это момент реальности, в котором происходит личностно развивающее со-бытие взрослого и ребенка. Оно возможно при условии, что взрослые, «встречаясь» с детьми, удерживают в своем сознании и деятельности цели и ценности воспитания подрастающего поколения, а дети самостоятельно выбирают «быть вместе со взрослым» в качестве способа существования здесь-и-теперь.

 Проектирование ключевых дел как вероятных событий воспитания принципиально отлично от привычных планирования и программирования воспитательных мероприятий. Такое проектирование основано на том, что педагог выстраивает свою деятельность, желаемое качество общения, отношений с воспитанником, обязательно предполагая (а по возможности – инициируя) личностное самоопределение ребенка в общении, отношениях, взаимодействии с педагогом. Такие педагогические ситуации являются открытыми, непредрешенными, имеющими поле путей развития (множество вариантов-сценариев реализации).

В рамках проекта предполагается разработать методику обучения педагогов сценированию воспитательных событий.

2. Содержательное преобразование гражданско-патриотического воспитания (переход от патриотизма гордости к патриотизму великодушия).

Наличие российской идентичности у человека предполагает, что для него не существует «этой страны», «этого народа», «этого города», но есть «моя страна», «мой народ», «мой город». Задача формирования российской идентичности объединяет в себе и по-новому связывает традиционные проблемы развития гражданского самосознания, патриотизма и толерантности школьников, владение ими родным языком и пр.

Патриотизм – важнейшая тема самоопределения человека. Потому что ставит вопрос ребром: или твое самоопределение – это определение себя, границ своего «я» по отношению к тому целому, частью которого ты являешься, или оно – замыкание в себе и на себя, отказ от своей частности по отношению к целому и утверждение своей исключительности.

Многие из ныне реализуемых подходов и моделей патриотического воспитания являются безнадежно устаревшими, поскольку основываются на императиве нерефлексивной гордости за «своё», в принципе, чуждой современному глобализированному молодому человеку. Другие, более адекватные духу времени, проникнуты идеологией постлиберализма. Патриотизм рассматривается ими как своеобразная избирательная гордость, чувство причастности только к «светлым», с точки зрения постлибералов, событиям и явлениям в культуре и цивилизации своей страны, и стыдливое умолчание, или даже ироничная критика в адрес «темных» событий, явлений, лиц.

На наш взгляд, в патриотизме дело не в гордости, а в ином, гораздо более редком сегодня проявлении человеческого духа – великодушии как «способности души вместить весь мир, как он есть и быть недовольным в этом мире только самим собой» (М.К. Мамардашвили). В великодушии нет бессилия, это сила участвующего принятия мира во всей его полноте.

Если патриотизм гордости избирателен, он делит историю и культуру страны на достойное и недостойное его, то патриотизм великодушия ничего не делит, он всепричастен, радуется, гордится светлым и страдает, мучается темным.

Воспитание патриотизма великодушия, по нашему мнению, строится на следующих основаниях:

  1. патриотизм – это причастность ко всему в культуре и цивилизации своей страны, радость за то, что несет возможность жить и развиваться любому человеку своей страны, и сожаление, боль, стремление преодолеть то, что, так или иначе, мешало и мешает своим и чужим;
  2. никакие события и явления прошлого и настоящего не могут быть маркированы как непатриотичные, все они могут быть предметом осмысления и обсуждения;
  3. полноценное патриотическое сознание включает в себя знаниевый, отношенческий и деятельностный компоненты. Вне режима социального проектирования (социальный проект – это единство дела и заботы) развитие подобного сознания невозможно;
  4. главный принцип патриотического воспитания – проблемность: необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьников анализа сложных явлений, определения своих позиций и умений конструктивно взаимодействовать с иными позициями;
  5. диалоговые, дискуссионные формы играют ведущую роль в воспитании патриотизма. При этом акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем ответственном самоопределении. Педагог, организуя диалог, должен постоянно думать: действительно ли школьники знают, что выбирают, осознают ли они достаточно полно, что стоит за каждой стороной двойственности? Чувствуют ли они тот надрыв, который сопровождает не умозрительные, а жизненные альтернативы? Чтобы выбирать по-настоящему, а не с решительностью варвара, пробрасываясь альтернативами, надо сострадать, сопереживать, мучиться выбором. Педагог в дискуссии должен сосредотачиваться на проблематизации выбора школьников;
  6. патриотическое воспитание должно быть диверсифицированным: не только военно-патриотическое, но и художественно-патриотическое, научно-патриотическое, спортивно-патриотическое, «земский патриотизм» и т.д.;
  7.  патриотизм великодушия – глубинный источник толерантности: умение признавать и переживать несовершенство «своего» рождает терпимое отношение к несовершенству «чужого».

В рамках проекта предполагается разработать несколько методических версий воспитания «патриотизма великодушия» у подростков и старшеклассников.

3. Разработку и реализацию технологий педагогической поддержки личностного самоопределения подростков и юношества.

В школе № 825 разработаны и апробированы технологии поддержки развития толерантности у подростков, технологии поддержки смысложизненного поиска старшеклассников, технологии поддержки культурного самоопределения подростков и юношества. Мы планируем, что эти технологии не только будут освоены педагогами школы, но в недалеком будущем получат заметное распространение в российском образовании.

Принципиальное отличие педагогической поддержки от других стратегий педагогической деятельности, состоит в том, что «проблема обозначается и в целом решается самим ребенком при опосредованном участии взрослого» (О.С. Газман).

В основу разрабатываемых в школе № 825 технологий педагогической поддержки положен принцип проблематизирующей работы с культурными текстами: во-первых, текстами искусства (литература, кино, музыка), во-вторых, текстами масс-медиа (телевидение, газеты, молодежные журналы и пр.), в-третьих, текстами молодежных субкультур.

Поддерживающее взаимодействие педагога и школьников строится в рамках пошаговой модели.

  1. Педагог посредством внесения культурного текста в сферу взаимодействия с группой (классом) школьников конструирует ситуацию, носящую проблемно-ценностный характер и требующую от школьников понимания ее смысла.
  2. Подросток (старшеклассник) строит собственное исходное понимание - непонимание смысла текста.
  3. Педагог проблематизирует его понимание  в целях  выхода школьника в рефлексивную позицию по отношению к собственному пониманию и стимулирует проявление данной позиции.
  4. Возникающий содержательный конфликт позиций используется педагогом как основа организации полипозиционного общения школьников.    Средствами     организации    подобного   общения     выступают со-бытийная общность школьников и личностно-профессиональная позиция педагога как Взрослого и рефлексивного управляющего. В процессе сравнения и обмена позициями школьники приходят к необходимости кооперации или конкуренции с другими позициями, понимания всех и принятия близких позиций.
  5. Рефлексия итогов полипозиционного общения завершает процесс непосредственного взаимодействия школьников друг с другом и учителем. 

Однако, завершившись в действительности, данный процесс находит продолжение в сознании участников взаимодействия. «Уходя из общности, личность уносит с собой попытку самостоятельно воспроизводить общность» (Ю.В. Громыко). Покидая реальный процесс взаимодействия с педагогом и одноклассниками, подросток (старшеклассник) уносит с собой попытку его самостоятельного воспроизведения уже в иных обстоятельствах собственной жизни. Теперь он способен к самоопределению, ибо освоил его важнейшие процессы (понимание, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию) и средства (текст, со-бытийную общность, позицию Взрослого).

Вероятность овладения старшеклассниками способностью к самоопределению возрастает, если описанная модель позиционного взаимодействия неоднократно воспроизводится в различных педагогических событиях, проектируемых на основе указанных типов культурных текстов.

Ожидаемые результаты реализации проекта. Личностный рост школьников (позитивное самоопределение в отношении ценностей практического гуманизма), формирование гуманистических мировоззренческих установок, формирование черт позитивной российской идентичности. Освоение педагогами способов педагогической поддержки личностного самоопределения старшеклассников, технологий формирования гуманистических мировоззренческих установок, методик воспитания «патриотизма великодушия», развитие профессиональной позиции как воспитателей.

 

2.2. Проект «Организация учебного процесса в формах, обеспечивающих интеграцию знаний учащихся в целостное мировоззрение».

Современное российское образование объективно диверсифицируется, то есть увеличивается разнообразие форм и методов, способов и средств, применяемых в образовательном процессе, количественно и качественно изменяется его содержание. С одной стороны, это создает новые возможности для воспитания, обучения, развития детей в школе. С другой стороны, возрастает опасность дезинтеграции образовательного процесса, потери его системного качества, разрыва процессов обучения и воспитания, социализации и взросления.

Задел по проекту. За более чем двадцать лет работы по проблеме интеграции воспитания и обучения нам удалось собрать и постоянно реализовывать действующий «арсенал» форм, методов и приемов, соединяющих воспитание и обучение в единый процесс. Это:

- групповые формы учебной работы;

- общественный смотр знаний;

- межпредметные, интегративные уроки;

- межвозрастные уроки;

- разнообразные творческие работы учащихся, исследовательская деятельность школьников;

- создание ситуации выбора в учебной деятельности (многовариантность заданий и действий);

- партнерство учителя и  ученика в проведении учебно-познавательных занятий;

- интегративные зачеты;

- экзаменационное испытание в форме публичной защиты курсовой работы;

- деловые и ролевые игры;

- «мозговая атака»;

- научная конференция, брифинг;

- использование потенциала КТД в совместной учебной деятельности школьников;

- «Встреча с увлечением»;

- «Час вопросов и ответов»;

- устный журнал «Удивительное рядом»;

- «Что? Где? Когда?»;

- дидактические сказки;

- «Путешествие в предмет»;

- «Аукцион знаний»;

- дидактический театр;

- «Азбука человеческих знаний»;

- учебно-познавательные экскурсии, поездки, походы, экспедиции;

- «Клуб почемучек»;

- «Читай-город»;

- познавательный КВН;

- исторические игры;

- «Защита фантастических проектов»;

- Праздники Знаний;

- «Предметный ринг»

- организация персональных выставок учащихся и учителей;

- работа на уроке справочного бюро «Прямая линия»;

- работа внутриклассных «штабов знаний»;

- уроки исправления ошибок;

- учебные встречи на уроке;

- пятиминутки рефлексии;

- «тихий опрос»;

- уроки в музее;

- интеллектуальный марафон;

- «Книжкина неделя»;

- «Город мастеров»;

- «погружение в эпоху», «погружение в тему»;

- дни Науки.

Предполагаемая инновационная деятельность в рамках проекта. Для современного этапа работы школы № 825 по проблеме интеграции знаний учащихся в целостное мировоззрение является  важной реализация следующих способов:

1. Некопирующее воспроизводство некоторых из ранее разработанных образовательных форм как ретро-инноваций.

В ходе реализации проекта предполагается восстановление на новом качественном уровне таких форм, как дидактический театр, общественный смотр знаний, «погружение в эпоху», образовательные экспедиции.

2. Актуализация педагогами ценностного аспекта  знаний в контексте того или иного учебного предмета.

В рамках проекта планируется систематизировать основные способы и средства актуализации ценностного аспекта знаний в учебном предмете.

3. Межпредметная интеграция на основе модульного построения учебного содержания предметов (значимость возрастает в связи с профилизацией старшей школы и необходимостью удерживать универсальность общего образования).

В рамках проекта предполагается разработать каталог учебных модулей, открытых к межпредметной интеграции.

4. Развертывание в пространстве урока процессов самопознания, самоопределения, самореализации, со-развития (совместного развития) и саморазвития школьников.

В контексте учебного процесса перечисленные «само-» приобретают свою специфику. Самопознание понимается как познание ребенком себя как субъекта учебной деятельности и познание своих личностных неучебных способностей с использованием учебного материала. Самоопределение - самостоятельные, осознанные выборы учебных целей, задач, заданий и форм учебной работы. Самореализация - проявление своего творческого потенциала в учебных заданиях и шире - в учебных ситуациях. Совместное развитие - восприятие школьниками себя как источника для развития других и других как источника своего развития. Наконец, саморазвитие понимается как специфический процесс, целенаправленное изменение себя как субъекта учения ради собственного совершенствования.   

Условиями «запуска» этих процессов на уроке предположительно являются:

во-первых, использование учителем соответствующих тому или иному «само-»  приемов организации учебной работы;

во-вторых, поддержание им личностно-ориентированного коммуникативного контекста урока;

в-третьих, обеспечение педагогом своего позитивного личностно-профессионального имиджа (образа учителя в глазах учащихся).

В рамках реализации данного направления проекта будет осуществлена разработка метапредметной системы заданий, направленных на обеспечение в пространстве урока процессов самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности школьника; дано описание коммуникативной картины уроков по различным учебным предметам.

Ожидаемые результаты. Формирование у школьников личностных мотивационных механизмов учения;  формирование опыта самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития в учебно-познавательной деятельности; формирование умений вести учебный диалог, проблематизировать собственную деятельность; развитие навыков учебного самоконтроля и самооценки. Разработка метапредметной системы заданий, направленных на обеспечение в пространстве урока процессов самопознания, самоопределения, самореализации, саморазвития личности школьника; описание коммуникативной картины уроков по различным учебным предметам; выявление ценностного содержания современных естественнонаучных и гуманитарных учебных предметов; инвентаризация форм гуманизации контроля и оценки учебной деятельности школьников на различных возрастных ступенях образования.

 

2.3. Проект «Преобразование пространства социального действия и ответственной заботы школьников»

В настоящий момент остро стоят социальные вызовы, адресованные сфере образования. Нарастание негативных проявлений в молодежной среде, инфантилизм, неспособность к ответственному участию в социальной жизни – все это проявление того, что формирующее воздействие на подрастающее поколение оказывает в первую очередь не школа, а иные социальные институты: СМИ, окружающая ребенка социальная среда, организация жизни в социуме и пр. При отсутствии у системы образования эффективных средств социализации, молодежная среда становится предметом манипулирования со стороны активных социальных агентов, молодежь утрачивает вкус к участию в жизни школы, муниципалитета, города, страны.

Задел по проекту. В опыте школы № 825 мощнейшим фактором включения детей и подростков в ответственное социальное действие всегда являлся коммунарский лагерный сбор старшеклассников (см. раздел 2.2.1), в рамках которого было возможно проведение различных социально-значимых акций, «трудовых десантов», спор-клубов и т.д. Потенциал сбора в этом плане и сегодня остается сохранным.

Еще одним мощным ресурсом «неадаптивной социализации»* в школе  № 825 служила и продолжает служить работа по развитию педагогической культуры старшеклассников, их педагогическая профориентация и допрофессиональная подготовка. Старшеклассники выступают при этом как подлинные «социальные педагоги», партнеры учителей в воспитании и обучении младших сверстников.

В рамках этой деятельности задействованы следующие «механизмы»:

  1. Обучение старших школьников умениям и навыкам кураторской  и тьюторской деятельности в отношении подростков и младших школьников (в рамках разновозрастных сборовских отрядов).
  2. Системная допрофессиональная подготовка старшеклассников в рамках профильных групп (классов) педагогической направленности, включающая:

- преподавание специальных психолого-педагогических курсов («Становление и развитие школы в истории человечества», «Великие педагоги России», «Основы общей и возрастной психологии», «Эстетика повседневности», «Психология личности»,  «Человек в современной культуре»)

- публичную защиту итоговых курсовых работ;

- проведение тренингов, ролевых и деловых игр, «круглых столов», других интерактивных форм взаимодействия старшеклассников как будущих педагогов;

- учебную педагогическую практику в классах начальной школы;

- работу старшеклассников в исследовательских группах;

- работу в группах продлённого дня;

- участие в разработке, проведении и анализе ключевых дел школьной   воспитательной системы;

- индивидуальное и групповое шефство;

- пробные уроки, уроки-замещения;

- работу в летних оздоровительных, трудовых и спортивных лагерях.

3. Работа учащихся 8-11-х классов в психолого-педагогической секции Научного общества учащихся.

Предполагаемая инновационная деятельность в рамках проекта. Важным технологическим условием «неадаптивной социализации» в современных условиях выступает создание специальных социальных сред с ориентирующей функцией, где предусмотрена возможность самостоятельных «проб», действий, имеющих реальный общественный эффект, что, в частности, имеет значение и для повышения уровня социальной ответственности детей.

Эти среды предполагается создавать в контексте:

1. Реализации  событийного подхода к детскому самоуправлению.

В философском плане самоуправление – это вопрос о возможности (и мере) подлинной детской самостоятельности в мире взрослой жизни. Не случайно выдающийся русский педагог С.И. Гессен выдвигал столь жесткое требование к педагогическим условиям самоуправления: «Только там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. Где ее нет, всякое самоуправление выродится в фикцию или игру».

В прагматическом плане самоуправление  рассматривается нами как один из режимов протекания совместной деятельности людей, наряду с руководством и управлением.

В режиме самоуправления взаимодействует общность (коллектив) людей, совместно определяющих цель, объект, предмет своей деятельности, договаривающихся о средствах и способах ее реализации. В процессе их совместной деятельности возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества, совместного бытия (со-бытия) в пространстве деятельности и общения. Со временем подобные со-бытийные отношения становятся непосредственной основой дальнейшего развития, совершенствования деятельности. Более того, как показывают исследования психологов, со-бытие людей в общности развивает их как самобытных личностей, творческих индивидуальностей.

Жизнь развивающейся школы насыщена событиями. На наш взгляд, подготовка, реализация, рефлексия этих событий могут эффективно осуществляться самими школьниками в режиме самоуправления.

При этом в начале должно состояться осмысленное принятие педагогами принципиальных основ детского самоуправления. Вот они в нашей формулировке:

  1. Смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включались в существующие пирамиды руководства-исполнения, а в том, чтобы они приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания.
  2. Детское самоуправление – режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий необходимую динамику демократических отношений в детской среде, задающий реальные возможности гражданского и личностного самоопределения подростков и юношей.
  3. Создание системы детского самоуправления не является самоцелью; это лишь форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в детской среде. Возникновение такой системы – явление высокого уровня сложности, результат длительной работы педагогического и ученического сообществ по определению элементов, связей, качеств системы. Органы самоуправления с определенными полномочиями – это еще не система, а лишь ее «каркас». Необходимо, чтобы между ними возникли практические связи и отношения, чтобы они решали реальные проблемы учащихся и являлись формой реализации учащимися своей субъектной позиции в школе.

Далее можно запускать организационные механизмы самоуправления. Здесь предполагается осуществить несколько ключевых шагов.

Шаг первый. Диагностирование внутришкольного пространства отношений.

На этом этапе проводится диагностика межличностных, внутри- и межвозрастных, других отношений детей в рамках школы. Вокруг инициативной педагогической группы могут объединиться ребята, готовые встать в рефлексивную позицию по отношению к процессу развития школы. Они составляют ученическую диагностическую службу школы. Возникновение подобной службы как коллективного исследователя, а затем и проектировщика деятельности в режиме самоуправления – главная задача начального этапа.

Шаг второй. Проектирование и реализация «прецедентов самоуправления».

На этом этапе детской диагностической службой школы инициируются изменения в событийной жизни школы. Появляются «прецеденты самоуправления» - события, которые могут осуществляться школьниками преимущественно само-деятельно и само-управляемо.

Шаг третий. Детское самоуправление как вектор развития школьной и социальной событийности.

Теперь все общешкольные события, потенциально открытые к развертыванию в режиме самоуправления, должны стать предметом заботы детей. Разворачиваться событие может в несколько этапов:

- объявление конкурса на лучший проект коллективно-творческого дела (например, в рамках годового цикла общешкольных праздников);

- создание временных творческих групп по разработке проектов;

- определение экспертным советом старшеклассников лучшего проекта или – в случае невозможности подобного – лучших проектировщиков по результатам внутригруппового рейтинга в творческих группах;

- складывание «команды дела», готовой претворить проект в жизнь;

- работа «команды дела» с привлечением всех заинтересованных лиц.

Однако подобная динамика развертывания события еще не дает гарантии возникновения со-бытийных, демократических отношений между школьниками. Необходимо принятие некоторых формальных демократических принципов: личной ответственности, стремления к согласию, свободы мнения, сменяемости управленческих позиций, равенства возможностей и т.д. Принятие принципов закрепляется в «Положении о школьном самоуправлении» (конкретный документ, организующий деятельность всех субъектов школы в режиме поддержки самоуправления).

2. Создания педагогического музея-клуба «Школа воспитания».

Цели и задачи педагогического музея-клуба:

- формирование педагогической культуры школьников как важнейшей составляющей общей культуры современного человека;

- приобщение педагогов, школьников, родителей к истории педагогической мысли и практики, наследию великих педагогов прошлого и настоящего;

- формирование поисковых, исследовательских, коммуникативных умений и навыков школьников, содействие их творческой самореализации;

- обобщение передового педагогического опыта прошлого и настоящего;

- организация контактов и взаимодействия с российскими и зарубежными «школами воспитания»;

- формирование позитивного отношения родителей к школе как социальному институту, уважения к учительскому труду, педагогизация среды.

3. Социальные проекты детского общественного объединения «Содружество сборовцев». 

Детское общественное объединение «Содружество сборовцев» – это добровольное объединение учащихся, выпускников и педагогов школы  № 825 г. Москвы, ориентированное на практическое воплощение в жизнь гуманистических ценностей, на образ жизни порядочных людей.

В течение года деятельность объединения делится на два периода.

1-й период – с января по апрель – период Сбора. Включает в себя подготовку, проведение и анализ школьного подросткового сбора и выездного лагерного сбора. В этот период объединение живет и работает по отрядному принципу. Во главе каждого отряда стоят комиссар, выбираемый и утверждаемый на Большом совете, и дежурный командир, выбираемый отрядом на определенный срок. Отряды инициируют социально-значимые дела и проекты на уровне школы и микросоциума.

2-й период – с мая по декабрь – период Междусборья. Предполагает распространение сборовских инициатив, дел, отношений, методик и способов работы на школьную действительность и ближний социум. В этот период объединение живет и работает на основе самоопределения и самостоятельной деятельности его членов, сборовские отряды сохраняются, но собираются вместе только по мере необходимости, н-р, для реализации социальных проектов.

Ожидаемые результаты. Опыт самостоятельных социальных проб школьников, положительная динамика личностного роста школьников; освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, коммуникации с другими социальными субъектами, ненасильственного действия и демократического поведения, критического мышления и рефлексии, навыков самоорганизации, самоуправления, проектной деятельности, формирование ценности школьного патриотизма, установок толерантного сознания; опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности, умение работать в команде, навыки групповой кооперации.

 

  1. Этапы реализации программы

Хронологические рамки этапа

Содержание этапа

Ответственные за реализацию

1 этап, 2012-2013 гг.

Создание ВНИКов под проекты. Самоопределение ВНИКов в проектах. Подготовка теоретико-методологической и практико-технологической базы каждого проекта. Многофакторный анализ наличной ситуации. Разработка содержательных моделей реализации проектов.

Научно-методический совет школы. Педагогические кафедры и метод. объединения.

ВНИКи проектов

2 этап, 2013-2014 гг.

Мобилизация ресурсной основы проектов. Начало реализации проектов ВНИКами. Обнаружение «узких мест» и достраивание проектов до уровня расширенного использования внутри школы

ВНИКи проектов. Научно-методический совет школы

3 этап, 2014-2016 годы

Выход проектов за пределы ВНИКов, подключение к ним других субъектов Центра образования. Описание и предъявление школьному сообществу реализованных проектов с максимально достижимой детализацией. Выявление рисков и ограничений в реализации проектов

Научно-методический совет школы.

Педагогические кафедры и метод. объединения.

 

4 этап, 2016-2017 годы

Обобщение и систематизация опыта реализации проектов. Распространение проектного опыта за пределы школы № 825. Определение перспектив развития.

Научно-методический совет школы.

Педагогические кафедры и метод. объединения.

 

  1. Экспертиза и мониторинг достижения запланированных результатов

Поскольку основные проектные инициативы программы развития связаны с воспитательной проблематикой, для оценки ее эффективности предлагается осуществлять системный мониторинг воспитательного процесса в школе.

При разработке мониторинга воспитания мы стремились соблюсти два условия:

во-первых, избежать использования разного рода «уровней» и «стандартов» воспитанности ввиду риска дегуманизации измерительных и интерпретирующих процедур;

во-вторых, создать не пакетный мониторинговый механизм, объединяющий в себе разноречивые диагностические методики и процедуры, а системный мониторинг, в котором все используемые методики и процедуры дополняли бы друг друга, создавая объемную и целостную картину реальности школьного воспитания.  

Исходя из представления о воспитании как управлении процессом развития личности человека через создание для этого благоприятных условий, мы выделяем четыре основных предмета мониторинга:

1) личность воспитанника (в ее динамическом аспекте) – главный показатель эффективности процесса воспитания;

2) детский коллектив как важнейшее условие развития личности ребенка;

3) позиция воспитателя как другое важное условие развития личности ребенка;

4) организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания. 

Каждый из предметов мониторинга обеспечен адекватным исследовательским механизмом.

Что изучается

(предмет мониторинга)

Как изучается

(механизм мониторинга)

1.Личность школьника как главный показатель эффективности процесса воспитания.

Тестовая диагностика личностного роста школьников (оригинальная разработка)

Методика индивидуального диагностического собеседования (оригинальная разработка).

2.Детский коллектив как условие развития личности школьника.

Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» А.Н.Лутошкина.

Методика социометрического изучения межличностных отношений в детском коллективе (модификация социометрии Дж.Морено)

3.Профессиональная позиция педагога как условие развития личности школьника.

Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя (оригинальная разработка).

Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания (оригинальная разработка).

4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Экспертный анализ и оценка организационных условий процесса воспитания.

4.1.Материально-техническое оснащение, необходимое для организации процесса воспитания.

Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения процесса воспитания (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского, спортивного снаряжения, библиотечно-информационного фонда и т.д.)

4.2.Укомплектованность школы квалифицированными специалистами в области воспитания.

Анализ штатного расписания образовательного учреждения и квалификации педагогических кадров в сфере воспитания

4.3.Предметно-эстетическая среда, в которой организуется процесс воспитания.

Анализ предметно-эстетической среды образовательного учреждения (оригинальная разработка)

4.4.Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников.

Анализ деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников (оригинальная разработка).

4.5.Программное обеспечение процесса воспитания.

Анализ концепций, программ, планов воспитания в образовательном учреждении.

Главным ноу-хау системы мониторинга является концепт личностный рост как показатель эффективности воспитания, на основе которого разработан диагностический опросник «Личностный рост» для учащихся 6-8-х и 9-11-х классов. Под личностным ростом понимается развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Личностный рост – позитивный, конструктивный вектор личностного развития в отличие от личностного регресса.

Также нами разработаны и планируются к использованию критерии организации воспитательного потенциала школы:

- сформированность системы воспитательных мероприятий (дел, акций, событий);

- актуализированность воспитательного потенциала учебного процесса;

- обеспеченность условий самоопределения педагогов в позиции воспитателя;

- актуализированность процесса коллективообразования в классах;

- сформированность института детского самоуправления;

- сформированность института детско-взрослого соуправления;

- актуализированность воспитательного потенциала дополнительного образования;

- актуализированность воспитательного потенциала окружающей школу среды. 

 

 

 

*               Такой тип социализации, в отличие от социальной адаптации, предполагает образовательное обеспечение возможности создания ребенком собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях