«Взаимодействие школы, семьи и общества в процессе нравственного воспитания подрастающего поколения» 22.04.2017

Выступление директора школы Ю.Г. Шелухина "Уклад школьной жизни как компонент духовно - нравственного воспитания учащихся" на шестой Международной педагогической конференции «Взаимодействие школы, семьи и общества в процессе нравственного воспитания подрастающего поколения».

Уклад школьной жизни

как компонент духовно нравственного воспитания учащихся

1 слайд

Москва – огромный мегаполис, культурный и образовательный центр, имеющий уникальные ресурсы для формирования и развития личности каждого юного москвича. Московская школа – главный субъект воспитания ребенка. Воспитание – неотъемлемая часть образовательного процесса в наших школах, во многих – системообразующее направление деятельности.

Тема моего выступления: «Уклад школьной жизни - системообразующий компонент духовно-нравственного воспитания учащихся».

2 слайд

Я расскажу об опыте и современных практиках школы №825 Москвы, известной в России как «школа воспитания», создателем которой стал Владимир Абрамович Караковский, Народный учитель СССР, академик, великий педагог и гуманист.

Средняя общеобразовательная школа № 825 существует с апреля 1970 года. Владимир Абрамович, возглавив школу в 1977 году, начал строить ее как мир добротворчества, порядочности, оптимизма, гармонии ума и сердца, формируя особый уклад.

3 слайд

Уклад обеспечивает школьникам включенность в сложный мир ценностей, традиций, социально-культурных практик. Он создает условия, когда ребенок не готовится к жизни, а живет, решает значимые и для себя, и для других задачи, актуализирует получаемые знания и формируемые умения, приобретает необходимый практический опыт.

С одной стороны, уклад школьной жизни открыт для конструктивного взаимодействия с социумом, с другой – достаточно автономен и постоянен, для того, чтобы у учащихся была возможность выстраивания своего внутреннего мира средствами и способами, имеющимися в образовательном пространстве.

Уклад школьной жизни созидается педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии обучающихся, семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.

Образовательная организация при выстраивании собственного уклада жизни определяет базовые ценности, способствующие более полному раскрытию воспитательного идеала. В нашей школе это ценности: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Труд, Культура, Знания. Эти базовые ценности пронизывают всю школьную жизнь, все ее содержание.

4 слайд

За годы в школе выработаны общие подходы к обучению и воспитанию детей, которые принципиально поддерживают все учителя.

1. Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью: из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека.

2. Высокая требовательность к ученику должна органически включать в себя уважение к его человеческому достоинству.

3. Обучение и воспитание взаимосвязаны, они, проникая одно в другое, обогащают друг друга.

4. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и

нешаблонны.

5. Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому, мы считаем, что это воздействие должно быть ярким, запоминающимся, событийным.

6. Сердцевиной школы как живого организма является общность детей и взрослых, объединенная общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.

Таким образом, главная ценность в школе – человек, ребенок, всё остальное – условия его успешного развития. Педагоги школы многие годы сознательно реализуют педагогику отношений.

Особенностью воспитательной системы школы №825 является то, что годовой цикл ее концентрируется вокруг ключевых общешкольных дел. Эти педагогические комплексы концентрируют значительную часть учебно-воспитательного процесса, охватывающие урочную и внеурочную жизнедеятельность школьного коллектива.

Основные коллективные дела в нашей школе традиционны и повторяются из года в год. Однако каждый год меняется содержание и форма проведения. В рамках четкой системы общешкольных дел каждый класс и учитель имеет большую свободу выбора.

5 слайд

Немного подробнее остановлюсь на одном общешкольном ключевом деле - Празднике Чести. Для нас апрель – месяц рождения нашей школы. В апреле мы подводим итоги, награждаем лучших ребят и взрослых (педагогов и родителей) за успехи в различных видах деятельности. К этому дню каждый класс готовит творческий отчет о жизни классного коллектива за прошедший год в различной форме (газета, презентация, видеоролик).

Все начинается с выноса школьных знамен. Право выноса знамени предоставляется лучшим старшеклассникам и выпускникам. Затем всем присутствующим предоставляется краткая, но емкая информация об основных делах года и церемония награждения. Мы считаем, что в конце года каждый ребенок должен услышать в свой адрес «спасибо» за то хорошее и доброе, что он сделал для своей школы в прошедшем году. Поэтому на празднике чести большое количество ребят награждается за успехи в учении, спорте, творчестве, за гуманные человеческие поступки.

6 слайд

Ключевые дела являются системообразующими, но в школе есть и другие центры духовно-нравственного воспитания детей:

  • Музей «Русская национальная традиция»;
  • Туристско-экскурсионный клуб;
  • Детско-взрослый поисковый отряд «Верный».

7 слайд

Несколько слов об этом отряде. Главная цель деятельности каждого поисковика - найти останки погибших солдат и захоронить их с воинскими почестями в братской могиле. Ребята активно участвуют в проводимых поисковым сообществом «Вахтах памяти» на местах сражений Великой Отечественной войны в различных регионах России. В него входят как подростки, так и учителя, общим числом 20 человек. Стать членом отряда «Верный» может каждый желающий, независимо от возраста и даже от состояния здоровья, ибо спектр задач и рабочих функций очень широк. Безусловно, нужен командир отряда и его заместитель, но не обойтись и без завхоза, секретаря, редактора, летописца, кострового, фотокорреспондента и ряда других «узких» специалистов.

В основе воспитательного потенциала детско-взрослого поискового сообщества лежит эффект со-бытия (совместного бытия) взрослого и ребенка. И в течение учебного года, и во время проведения экспедиций и вахт памяти. Со-бытие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание. История педагогики как нельзя лучше доказывает, что нет более мощного воспитательного средства, чем труд. И всё же, воспитывает и образовывает не любая активность или работа в системе социально-экономических отношений. Сфера воспитания – это особая организация труда, способ объединить его участников, управлять ими так, чтобы придать труду духовно-преобразующую сущность.

В поисковом отряде – это основополагающий фактор, так как приходится обустраивать с нуля условия проживания, обеспечивать всем необходимым. А чего стоит поддержка друг друга в сложных ситуациях, и даже стремление сделать день рождения именинника в период Вахты памяти незабываемым и по-настоящему счастливым?! Тот, кто прошёл часть жизненной школы в поисковом движении, никогда не позволит себе пренебрежительно относиться к истории своей страны, к заслугам старших поколений народов России.

8 слайд

Особая рольв духовно-нравственном воспитании ребят нашей школы и нашем укладе принадлежит литературному краеведению. Оно всегда связано с литературно-краеведческими экскурсиями, путешествиями, экспедициями, а применительно к школьникам – это коллективная форма работы. В процессе занятий литературным краеведением формируется коллектив единомышленников – знатоков литературы и смежных с ней гуманитарных областей. Во время путешествий, больших и малых, краеведы знакомятся с реальной жизнью обитателей края, особенностями их культуры, даже языка. В ходе литературно-краеведческих исследований формируется российская идентичность школьников, чувство сопричастности своей земле, непоказной, глубинный патриотизм.

Мы убеждены, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании уклада школы, той духовной повседневной атмосферы, которая бы способствовала личностному развитию учеников, педагогов, родителей, пробуждала в них желание делать добро и улучшать свою