Уклад школьной жизни
как компонент духовно нравственного воспитания учащихся
1 слайд
Москва – огромный мегаполис, культурный и образовательный центр, имеющий уникальные ресурсы для формирования и развития личности каждого юного москвича. Московская школа – главный субъект воспитания ребенка. Воспитание – неотъемлемая часть образовательного процесса в наших школах, во многих – системообразующее направление деятельности.
Тема моего выступления: «Уклад школьной жизни - системообразующий компонент духовно-нравственного воспитания учащихся».
2 слайд
Я расскажу об опыте и современных практиках школы №825 Москвы, известной в России как «школа воспитания», создателем которой стал Владимир Абрамович Караковский, Народный учитель СССР, академик, великий педагог и гуманист.
Средняя общеобразовательная школа № 825 существует с апреля 1970 года. Владимир Абрамович, возглавив школу в 1977 году, начал строить ее как мир добротворчества, порядочности, оптимизма, гармонии ума и сердца, формируя особый уклад.
3 слайд
Уклад обеспечивает школьникам включенность в сложный мир ценностей, традиций, социально-культурных практик. Он создает условия, когда ребенок не готовится к жизни, а живет, решает значимые и для себя, и для других задачи, актуализирует получаемые знания и формируемые умения, приобретает необходимый практический опыт.
С одной стороны, уклад школьной жизни открыт для конструктивного взаимодействия с социумом, с другой – достаточно автономен и постоянен, для того, чтобы у учащихся была возможность выстраивания своего внутреннего мира средствами и способами, имеющимися в образовательном пространстве.
Уклад школьной жизни созидается педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии обучающихся, семьи, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных российских религиозных организаций.
Образовательная организация при выстраивании собственного уклада жизни определяет базовые ценности, способствующие более полному раскрытию воспитательного идеала. В нашей школе это ценности: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Труд, Культура, Знания. Эти базовые ценности пронизывают всю школьную жизнь, все ее содержание.
4 слайд
За годы в школе выработаны общие подходы к обучению и воспитанию детей, которые принципиально поддерживают все учителя.
1. Обучение и воспитание должны освещаться высокой целью: из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека.
2. Высокая требовательность к ученику должна органически включать в себя уважение к его человеческому достоинству.
3. Обучение и воспитание взаимосвязаны, они, проникая одно в другое, обогащают друг друга.
4. Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и
нешаблонны.
5. Воспитательный процесс дискретен: ребенок не все время находится под воздействием школы. Именно поэтому, мы считаем, что это воздействие должно быть ярким, запоминающимся, событийным.
6. Сердцевиной школы как живого организма является общность детей и взрослых, объединенная общими целями, деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.
Таким образом, главная ценность в школе – человек, ребенок, всё остальное – условия его успешного развития. Педагоги школы многие годы сознательно реализуют педагогику отношений.
Особенностью воспитательной системы школы №825 является то, что годовой цикл ее концентрируется вокруг ключевых общешкольных дел. Эти педагогические комплексы концентрируют значительную часть учебно-воспитательного процесса, охватывающие урочную и внеурочную жизнедеятельность школьного коллектива.
Основные коллективные дела в нашей школе традиционны и повторяются из года в год. Однако каждый год меняется содержание и форма проведения. В рамках четкой системы общешкольных дел каждый класс и учитель имеет большую свободу выбора.
5 слайд
Немного подробнее остановлюсь на одном общешкольном ключевом деле - Празднике Чести. Для нас апрель – месяц рождения нашей школы. В апреле мы подводим итоги, награждаем лучших ребят и взрослых (педагогов и родителей) за успехи в различных видах деятельности. К этому дню каждый класс готовит творческий отчет о жизни классного коллектива за прошедший год в различной форме (газета, презентация, видеоролик).
Все начинается с выноса школьных знамен. Право выноса знамени предоставляется лучшим старшеклассникам и выпускникам. Затем всем присутствующим предоставляется краткая, но емкая информация об основных делах года и церемония награждения. Мы считаем, что в конце года каждый ребенок должен услышать в свой адрес «спасибо» за то хорошее и доброе, что он сделал для своей школы в прошедшем году. Поэтому на празднике чести большое количество ребят награждается за успехи в учении, спорте, творчестве, за гуманные человеческие поступки.
6 слайд
Ключевые дела являются системообразующими, но в школе есть и другие центры духовно-нравственного воспитания детей:
7 слайд
Несколько слов об этом отряде. Главная цель деятельности каждого поисковика - найти останки погибших солдат и захоронить их с воинскими почестями в братской могиле. Ребята активно участвуют в проводимых поисковым сообществом «Вахтах памяти» на местах сражений Великой Отечественной войны в различных регионах России. В него входят как подростки, так и учителя, общим числом 20 человек. Стать членом отряда «Верный» может каждый желающий, независимо от возраста и даже от состояния здоровья, ибо спектр задач и рабочих функций очень широк. Безусловно, нужен командир отряда и его заместитель, но не обойтись и без завхоза, секретаря, редактора, летописца, кострового, фотокорреспондента и ряда других «узких» специалистов.
В основе воспитательного потенциала детско-взрослого поискового сообщества лежит эффект со-бытия (совместного бытия) взрослого и ребенка. И в течение учебного года, и во время проведения экспедиций и вахт памяти. Со-бытие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание. История педагогики как нельзя лучше доказывает, что нет более мощного воспитательного средства, чем труд. И всё же, воспитывает и образовывает не любая активность или работа в системе социально-экономических отношений. Сфера воспитания – это особая организация труда, способ объединить его участников, управлять ими так, чтобы придать труду духовно-преобразующую сущность.
В поисковом отряде – это основополагающий фактор, так как приходится обустраивать с нуля условия проживания, обеспечивать всем необходимым. А чего стоит поддержка друг друга в сложных ситуациях, и даже стремление сделать день рождения именинника в период Вахты памяти незабываемым и по-настоящему счастливым?! Тот, кто прошёл часть жизненной школы в поисковом движении, никогда не позволит себе пренебрежительно относиться к истории своей страны, к заслугам старших поколений народов России.
8 слайд
Особая рольв духовно-нравственном воспитании ребят нашей школы и нашем укладе принадлежит литературному краеведению. Оно всегда связано с литературно-краеведческими экскурсиями, путешествиями, экспедициями, а применительно к школьникам – это коллективная форма работы. В процессе занятий литературным краеведением формируется коллектив единомышленников – знатоков литературы и смежных с ней гуманитарных областей. Во время путешествий, больших и малых, краеведы знакомятся с реальной жизнью обитателей края, особенностями их культуры, даже языка. В ходе литературно-краеведческих исследований формируется российская идентичность школьников, чувство сопричастности своей земле, непоказной, глубинный патриотизм.
Мы убеждены, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании уклада школы, той духовной повседневной атмосферы, которая бы способствовала личностному развитию учеников, педагогов, родителей, пробуждала в них желание делать добро и улучшать свою