Консультация для родителей подростков 06.12.2016

Родители обычно жалуются не столько на ребенка, сколько на собственные беспомощность, растерянность, уязвимость, страх, неуверенность, которые атакуют их при контакте с взрослеющим сыном или дочерью. Как выглядит "архитектура" подростковых проявлений, из каких компонентов она состоит?

Консультация для родителей подростков

Смольянинова Н.П., педагог-психолог

Использованы материалы И.С. Адмиральской
психолога, специалиста по семейному консультированию

Родители обычно жалуются не столько на ребенка, сколько на собственные беспомощность, растерянность, уязвимость, страх, неуверенность, которые атакуют их при контакте с взрослеющим сыном или дочерью. Как выглядит "архитектура" подростковых проявлений, из каких компонентов она состоит?

Особенности поведения подростков

Реальность, которая еще вчера была относительно стабильной, взрывается с наступлением эры пубертата. Вчерашняя симпатичная девочка в мгновение ока превращается в девицу с пирсингом, агрессивным макияжем и фиолетовыми волосами. Мальчик, который был послушным сыном и делал успехи в спорте, вдруг угрожает тем, что бросит школу, перестает убираться в комнате и мечтает уехать автостопом в Индию. Это еще достаточно безобидные примеры прохождения ребенком фазы подростничества. Крайне негативными проявлениями проживания этого периода являются бродяжничество, беспорядочные половые связи, воровство, увлечение алкоголем и наркотиками.

Как выглядит «архитектура» подростковых проявлений, из каких компонентов она состоит?

Первое и самое явное, с чем сталкиваются родители, – это протест, выражаемый в той или иной форме: в мягкой – когда ребенок не спорит с родителями, но игнорирует их рекомендации, советы и просьбы, или в жесткой – с уходом из дома, отключением мобильного телефона, пробой наркотиков, прогулами школы и физической агрессией в отношении взрослых.

Второй компонент – закрытость. Ребенок, который вчера был «как на ладони», сегодня запирается в комнате, прячет вещи, односложно отвечает на вопросы и ничего о себе не рассказывает. Неосведомленность о том, как проходит жизнь сына или дочери, тревожит родителей и толкает на попытку вторжения в личное пространство подростка: читать сообщения на телефоне, просматривать историю поисковых запросов в браузере, рыться в вещах.

Третья особенность подростковых изменений – вспыхнувшая сексуальность на фоне чудовищной, по ощущениям родителей, безответственности и наивности. На эту тему сложно говорить, но она так или иначе всплывает в конфликтах, причем часто в виде нереалистичных требований: пытаясь вернуть своих детей в пору невинности, родители то и дело затевают споры по поводу их прически, макияжа, одежды, поведения, что можно перевести как послание «Мы хотим, чтобы ты снова стал маленьким, послушным, трогательным ребенком. Мы не в силах видеть тебя таким взрослым и практически готовым к тому, чтобы самому стать родителем».

Итак, дети, которые выглядят, как взрослые, но действуют неразумно – реальность родителей подростков. Особенности этого периода:

  • трудности с прогнозированием последствий совершаемых действий;
  • импульсивность;
  • зависимость от мнения сверстников;
  • протестные реакции

делают детско-родительские отношения трудными, взрывоопасными, травмирующими.

Что же можно сделать с этим набором?

Все родители подростков ошибаются, без этого практически невозможно. Быть родителем подростка – все равно, что идти по минному полю. Подобная метафора является достаточно распространенной в описании родительского опыта. Действительно, отцы и матери не успевают адаптироваться к происходящим в ребенке изменениям, как в отношении внешнего вида, так и в отношении характера, реактивности, раздражительности, чувствительности.

Некоторую часть тревоги родителям удастся успешно снять информацией по психофизиологии и психологии подросткового возраста. Для этого хорошо бы ознакомиться с литературой, где показывается, какие драматические изменения претерпевает нервная система подростка и почему дети на этом этапе жизни столь раздражительны, не могут нормально засыпать и просыпаться, с трудом контролируют эмоции, страдают от нарушений памяти и не могут трезво оценивать последствия своего поведения.

например…

«В начале полового созревания по ряду нейрофизиологических показателей выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Они проявляются прежде всего в особенностях ЭЭГ, характеризующей состояние спокойного бодрствования. У подростков отмечаются замедление альфа-ритма, его гиперсинхрония, увеличение представленности медленных волн и высокочастотной активности. В ЭЭГ подростков регистрируются генерализованные комплексы высокоамплитудных колебаний, отражающих повышенную активность диэнцефальных структур. Все это свидетельствует об ухудшении функционального состояния коры (головного мозга) и снижении ее регулирующего влияния на нижележащие структуры по сравнению с показателями девяти- и десятилетних школьников. Определенная дезорганизация состояния покоя связана с мощной эндокринной перестройкой на данном этапе развития, следствием которой является нестабильность параметров ЭЭГ в течение года, отражающая снижение адаптационных возможностей организма… Как правило, у девочек максимум “отрицательных” сдвигов приходится на 13, у мальчиков – на 14 лет…»1

Еще пример:

«Эмоциональная сфера младшего школьника и подростка существенно различается. Если эмоции первого носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, то эмоции второго характеризуются большой силой и трудностью в управлении. Подростков отличают большая страстность и вспыльчивость, неумение сдерживать себя, слабый самоконтроль, резкость в поведении. По данным А.П. Краковского, в 5-м классе учащиеся проявляют упрямство в шесть раз чаще, чем в 6-м; в девять раз чаще бравируют недостатками и в пять раз чаще проявляют своеволие; в 42 раза (!) чаще совершают немотивированные поступки. При встрече с трудностями у подростка возникает сильное чувство противодействия, в результате чего он часто не может довести начатое дело до конца или уничтожает уже сделанное. В то же время подросток может быть настойчивым и выдержанным в какой-либо деятельности, если таковая вызывает у него сильные положительные чувства»2

Эти сложные для восприятия научные материалы помогают увидеть, как мало в текущем периоде зависит от них, и как много – от процессов, запущенных природой, понять, что их ребенок не «испортился», а просто растет, что он не поглупел, не сошел с ума и не перестал их уважать, а проходит важный этап своей жизни и сам едва справляется с изменениями в себе. Они начинают видеть такие возрастные проявления, как раздражительность, чувствительность, несдержанность, в новом свете – как временные, проходящие.

Становится ясно, что изменить ребенка не получится, с ним (по крайней мере физически) все происходит по заведенному природой порядку. Значит, надо меняться родителям, вернее, менять их отношения с подростком.

Приведем варианты возможных стратегий во взаимоотношениях с подростком, сопроводив краткими пояснениями.

1. Соблюдать четкость границ. Поведение подростка часто напоминает революцию: он пытается «свергнуть» родителей с семейного «трона», нарушает нормы общежития, устанавливает собственные правила и законы. Если родители включатся в эту «борьбу за власть» всерьез, для «декабриста» результат будет плачевным: его неизбежно постигнет ощущение собственной беспомощности, зависимости, незначительности для родителей. По сути, в этой ситуации ребенок, находясь дома, чувствует себя бездомным. У него как будто нет ничего своего в этом пространстве. Когда родители силой навязывают ему свое мнение и свои порядки, подростку становится невыносимо переживать свою несамостоятельность: есть еду, которую они считают полезной, носить одежду, которую они ему покупают, пользоваться их, а не своими вещами…

Очень важно, чтобы в ответ на «революционное» поведение ребенка, родители были сдержанны и тверды в поддержании тех порядков, которые действовали в семье до вступления их чада в подростковый возраст, но не более – нельзя переходить границу, за которой начинается диктатура! У ребенка должно быть право высказать свое мнение (если он сформулирует его спокойно и уважительно); организовать все в своей комнате так, как он считает нужным и удобным (если это не претит разумности); в свободное от школы время носить ту одежду, которая ему нравится; самостоятельно определяться со стрижкой, макияжем, маникюром, украшениями; а также музыкой, фильмами и книгами. Это также означает, что родители не должны будить его утром, если он не смог вовремя лечь вечером. Достаточно будильника – если ребенок не встал после звонка, он должен столкнуться с последствиями опоздания в школу.

Кроме того, за подростком должны быть закреплены некоторые обязанности по дому. За их невыполнение его следует лишить каких-то благ: посещения кинотеатра в выходные или дополнительного времени на компьютерную игру. Подросток может гулять, где хочет, поставив родителей в известность о своем местонахождении, при условии, что у него включен мобильный телефон. Если он не пришел домой к оговоренному времени, родители должны твердо настоять на его немедленном возвращении или забрать его оттуда, где он находится, несмотря на то, что ему может быть неловко из-за этого.

2. Проявлять терпение, человечность, любовь и уважение. Как бы подросток ни вел себя в текущий момент, он все равно остается для родителей родным и любимым. И ему важно всегда чувствовать это. Если он позволяет себе что-то неприемлемое, это не означает, что реакция родителей должна быть симметричной. Им следует оставаться в рамках своих ценностей и помнить о том, что они – лучший пример для своего ребенка. Нужно сохранять спокойствие и обращаться с подростком уважительно – это будет опорой и главным ресурсом взаимоотношений.

3. Помнить о важности извинения. Как подросток, так и родители могут сгоряча сказать друг другу что-то обидное. Четыре-пять лет, в течение которых подросток переживает кризис, для всей семьи тоже являются стрессовыми, кризисными. Родители практически не успевают прийти в себя, утрачивают ощущение стабильности и безопасности. Однако их способность и готовность извиниться перед ребенком за повышенный тон, обидное слово или неправильное решение очень важны, т. к. дают ему опору: он понимает, что его видят, слышат, ценят, уважают, берегут.

4. Быть готовым к переменам. Ребенок – это воплощение перемен. То, каким он кажется родителям в подростковом возрасте, часто не совпадает даже с тем, каким он будет всего лишь через несколько месяцев. Невозможность опереться на реальность и подготовиться пугает, но понимание воодушевляет и обнадеживает: да, сейчас с ребенком очень трудно, но это не навсегда, потом будет легче, все встанет на свои места.

5. Осознать ценность диалога. Подростковый возраст проходит мягче и оставляет меньше символических и реальных ран на теле и душе ребенка, если он знает, что родители рядом и готовы поддержать его. Если они оказываются на стороне ребенка в сложной для него ситуации, это становится их родительской победой на многие и многие годы. Ребенок испуган происходящими с ним изменениями не меньше, чем его мама и папа, и остро нуждается в поддержке. Простое внимание, терпение, вовремя сказанное слово – все это очень важно. И никогда не рано поговорить с ребенком на важные темы и изложить ему родительскую позицию по вопросам случайной беременности, необходимости обучения в школе (или возможности учиться на дому, посещать занятия в интернате) и пр.

6. Проявлять настойчивость и устойчивость. Быть родителем подростка утомительно. У ребенка изначально больше сил и упорства в ситуациях, когда ему нужно «прогнуть» границы, установленные родителями. Очень важно, чтобы эти границы были гибкими, но прочными. Когда ребенок снова и снова пытается взять родителя «измором», можно сказать ему: «Хорошая попытка, сынок (доченька), но правила есть правила».

7. Быть прямолинейным в вопросах безопасности. В том, что касается безопасности, не должно быть разночтений. Время возвращения домой с прогулки, возможность ходить в гости и приглашать гостей в дом, поездки в дальние районы, проведение времени в незнакомых компаниях – все эти вопросы требуют четкого выполнения. Нарушение установленных родителями правил всегда должно сопровождаться санкциями.

8. Искать общий язык. Ритм жизни родителей может казаться подростку скучным и монотонным, их ценности восприниматься как пережиток, досуг – пустое времяпровождение. По сравнению с многообразием и хаотичностью внутренней жизни подростка жизнь взрослого человека действительно может казаться излишне упорядоченной и размеренной, но в этом столкновении двух культур все равно очень важно искать общий язык: занятия, которые доставляют удовольствие и родителю, и ребенку; общие темы для разговора; волнения и тревоги ребенка, которые он хотел бы разделить с родителем. Все это – основа для взаимного доверия.

9. Проявлять устойчивость к молчанию, секретам и лжи. Для подростков характерно в той или иной ситуации видеть в родителях врагов, узурпаторов власти, жестких надсмотрщиков, неустанных контролеров и критиков. Этими собирательными образами родителей они делятся друг с другом, рассказывая, за что «предки убили бы их». В то же время к реальным родителям эти образы никак не относятся. Это тоже один из «симптомов» подросткового возраста – к сожалению, часто отнюдь не безобидный: нарисовав себе подобный портрет родителей, подростки начинают скрывать от них свою жизнь, обманывать, умалчивать и секретничать. Важно, чтобы родители однозначно и прямолинейно реагировали на ложь по поводу значимых ситуаций (например, прогула уроков в школе, распития алкоголя в компании сверстников и т. п.), применяя к подростку санкции (те же, что за нарушения правил безопасности).

1 Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. М.: ВЛАДОС, 2000.

2 Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: (Уч. пособ. для студентов пед. ин-тов.) / Под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Просвещение, 1984.