Что делать, если ваш ребенок… 06.12.2016

Младшие школьники учатся строить взаимоотношения, принимают на себя новые социальные роли, становятся участниками и свидетелями разных событий. Но при этом остаются детьми — ранимыми, обидчивыми, вспыльчивыми и капризными. И по-прежнему нуждаются в чутком руководстве взрослых, в поддержке и понимании. В связи с этим мы продолжаем публиковать памятки для родителей, которые помогут им понять причины поведения ребенка и справиться с трудной ситуацией.

Что делать, если ваш ребенок…

Ю.В. Корчагина
канд. психол. наук, психолог

Младшие школьники учатся строить взаимоотношения, принимают на себя новые социальные роли, становятся участниками и свидетелями разных событий. Но при этом остаются детьми — ранимыми, обидчивыми, вспыльчивыми и капризными. И по-прежнему нуждаются в чутком руководстве взрослых, в поддержке и понимании. В связи с этим мы продолжаем публиковать памятки для родителей, которые помогут им понять причины поведения ребенка и справиться с трудной ситуацией.

…постоянно спорит и дерзит

Ребенок ведет себя так, будто хочет доказать, что он всех главнее: говорит, что будет поступать так, как он сам считает нужным, постоянно спорит и дерзит, причем не только родителям, но и другим взрослым, будто нарочно провоцируя их на конфликт, с ним невозможно договориться… Что делать? Увы, почти все попытки переспорить или подчинить себе ребенка ведут к поражению. Он продолжает бороться за полную самостоятельность, рассчитывая, что такое поведение поможет ему самоутвердиться, доказать свою состоятельность в противоборстве с родителями.

Особенности поведения детей, отстаивающих свою самостоятельность:

• демонстрация превосходства;

• дерзость, вспыльчивость;

• непокорность, неподчинение;

• упрямство;

• склонность к спорам, безделью;

• забывчивость;

• склонность к прогулам уроков.

Склонность к дерзости и спорам может быть вызвана такой типичной особенностью поведения в детском и подростковом возрасте как негативизм — стремление к противодействию всякому внешнему влиянию в виде отказа от выполнения просьб со стороны взрослых вплоть до выраженного стремления делать все наоборот.

Негативизм усиливается при усиленном контроле и чрезмерной опеке со стороны взрослых и ослабевает при сочетании разумного контроля и проявлении уважения к личности ребенка.

Стратегия поведения родителей:

  • избегать борьбы за власть над ребенком;
  • сообщить ему о невозможности всегда заставлять его поступать правильно, с точки зрения взрослых;
  • найти благоприятную возможность для того, чтобы выразить ребенку свою признательность (когда он не противоборствует);
  • дать ребенку почувствовать его значимость (например, советоваться с ним в той области, где он может быть компетентен).

…является отверженным среди одноклассников

Ребенок приходит из школы весь в слезах из-за того, что его дразнят. Почему это происходит? Как оградить его от насмешек: разбираться с обидчиками, переводить в другую школу, учить отвечать тем же?..

Чаще всего отверженными становятся дети:

  • легко поддающиеся на провокации одноклассников;
  • любимчики учителя;
  • чрезмерно вспыльчивые и мстительные;
  • ябеды;
  • слишком застенчивые и не умеющие постоять за себя;
  • неопрятные;
  • неуспешные в учебе (особенно в младших классах);
  • слишком зависимые от родителей (маменькины сынки);
  • испытывающие трудности в общении,

а также:

  • с необычной внешностью;
  • с заметными физическими отклонениями.

О проблемах в отношениях может говорить следующее.

Признаки неблагополучия в отношениях с одноклассниками:

• ребенок неохотно ходит в школу, возвращается оттуда в подавленном настроении;
• часто плачет без видимой причины;
• не упоминает в разговорах никого из одноклассников;
• очень скупо говорит о своей школьной жизни;
• не знает, кому можно позвонить, чтобы узнать домашнее задание;
• ни от кого не получает приглашения в гости, на дни рождения и сам никого не хочет звать к себе.

Отверженные дети нередко становятся жестокими и агрессивными.

Во избежание отверженности ребенка родителям нужно заранее предупредить учителя и педагога-психолога об имеющихся у него проблемах (таких как медлительность, невнимательность, застенчивость и пр.) и рассказать о том, как они с этим справляются.

Следует заблаговременно обеспечивать ребенка всем необходимым для школьного обучения (учебниками, одеждой, физкультурной формой, карманными деньгами), своевременно лечить заболевания, которые осложняют ему жизнь и могут стать предметом насмешек (заикание, нервный тик, энурез, кожные проблемы).

Не следует спешить с личными разборками в отношении обидчиков ребенка — в первую очередь следует оказать ему необходимую поддержку и быть готовыми к сотрудничеству с педагогами. Нелишне учить ребенка уверенному поведению и вырабатывать у него навыки по разрешению конфликтов. Важно помочь ему показать себя в школе с положительной стороны — продемонстрировать имеющиеся у него способности и умения, которые достойны уважения. Кроме того, целесообразно организовать общение с приятными для него людьми.

Если действия сверстников представляют собой реальную угрозу для ребенка, следует подумать о других возможных вариантах обучения.

…требует оплаты школьных успехов и выполнения домашних обязанностей

В некоторых семьях за хорошие школьные отметки или выполнение некоторых домашних дел дети получают от родителей деньги. Такая практика имеет положительные стороны: ребенок действительно начинает выполнять ту работу, за которую ему платят, стремиться к получению хороших отметок. Однако прежде чем принимать решение о введении денежных отношений с ребенком, важно учесть и отрицательные стороны подобной практики:

  • существует опасность подмены интереса к учебе или осознания необходимости помогать родителям по дому исключительно стремлением к получению денег;
  • привыкшие к денежному вознаграждению дети могут требовать оплаты за любое свое действие по хозяйству;
  • дети, воспитанные на денежных поощрениях, в будущем могут попасть в зависимость от величины оплаты своего труда. Есть риск того, что финансовое вознаграждение станет для них важнее собственного достоинства, совести и нравственных норм;
  • денежное вознаграждение за хорошую учебу делает учеников зависимыми от школьных оценок. При этом творческая активность ребенка снижается из-за опасения сделать ошибку и получить низкую оценку. К тому же школьные оценки не всегда отражают реальный уровень знаний учеников.

Родителям, которые принимают решение выплачивать ребенку определенную сумму за выполнение некоторых обязательств, необходимо помнить следующее.

Не рекомендуется оплачивать школьные оценки и помощь по дому: денежное стимулирование может снизить желание ребенка делать что-либо просто так, уменьшить его познавательную активность, снизить стремление к знаниям и внутреннюю ответственность за свою часть работы по дому.

…хочет иметь карманные деньги

С какого возраста дети могут иметь карманные деньги? Как научить их правильно распоряжаться ими? В каких случаях стоит быть осторожным с выдачей карманных денег? Какой должна быть сумма, выдаваемая ребенку на карманные расходы?

Дочь: Мам, дай мне денег!
Мама: Зачем?
Дочь: У нас все ходят с деньгами, вдруг что-то понадобится…
Мама: Если что-то понадобится, я тебе сама куплю.
Дочь: У нас в школе автомат с водой поставили, и в киоске я заколку хотела купить…
Мама: Ты все на чипсы потратишь! А тебе известно, как трудно зарабатывать деньги?
Дочь: Вот у девочек всегда деньги есть…

Мама: Значит, у девочек родители богатые, а мы не можем себе этого позволить. Рано тебе еще о деньгах думать.

Чем старше ребенок, тем шире границы его самостоятельности и тем больше у него потребностей. Одна из них — самостоятельно тратить деньги.

Ребенку следует давать карманные деньги в следующих случаях:

  • если он знает, зачем они ему нужны, и может внятно объяснить, на что их потратит;
  • понимает проблемы родителей и знает, что деньги зарабатываются трудом;
  • умеет ходить в магазин, делает нужные покупки и не забывает брать сдачу.

Ребенку не следует давать карманные деньги:

  • если он неуправляем (плохо себя ведет, не выполняет обещаний, склонен ко лжи);
  • не умеет отказываться от мелких желаний;
  • не знает, за какой труд родители получают зарплату.

Если вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в резкой форме. Объясните, почему вы против карманных денег и как их можно заслужить.

Хорошо, если с переходом на финансовые отношения обязанности ребенка расширятся: если он хочет тратить деньги по своему усмотрению, значит дорос и до выполнения некоторых домашних дел.

Дочь: Мам, дай мне денег!
Мама: Тебе хотелось бы иметь карманные деньги?
Дочь: Да, хочется кое-что покупать.
Мама: Я тоже думаю, что пора тебе учиться распоряжаться деньгами.
Дочь: А как?
Мама: Давай все запишем и посчитаем. Я расскажу тебе, как мы зарабатываем и тратим деньги. Потом мы составим список твоих ежедневных трат или необходимых покупок и примем решение.

Выдаваемая родителями сумма зависит от достатка семьи и возраста ребенка, но в любом случае это карманные деньги, а значит, их не должно быть много.

…стал участником или свидетелем чрезвычайного происшествия

В век техногенных катастроф, террористических актов, аварий и роста преступности есть вероятность того, что ребенок может стать свидетелем или даже участником какого-либо чрезвычайного происшествия. Даже косвенное участие (увиденный сюжет по телевидению, услышанный разговор взрослых) может оставить в его душе глубокий след.

Дети могут по-разному реагировать на события подобного рода.

Эмоциональная реакция детей и подростков на травмирующие события:

• беспокойство при разлуке с членами семьи;
• повышенная чувствительность к резким, громким звукам;
• повышенная тревожность, капризность, перепады настроения;
• страх перед посещением школы, поездкой в общественном транспорте;
• страх темноты, расстройство сна и аппетита;
• возникновение навязчивых мыслей, ночных кошмаров;
• ухудшение физического самочувствия, головные боли или боли в желудке;
• невнимательность, снижение успеваемости;
• появление мыслей о смерти;
• повышенная раздражительность, агрессивность.

Дети младшего школьного возраста эмоционально отзывчивы по отношению к чувствам пострадавших людей, а потому могут задавать много вопросов, неоднократно возвращаться к волнующей их теме. В этом случае родителям нужно терпеливо отвечать на вопросы ребенка, которые важны для правильного понимания им ситуации, давать ему возможность выразить свои чувства. Рекомендуется избегать деталей.

Кроме того, можно (и желательно) приобщать ребенка к оказанию помощи нуждающимся людям.

Подросткам требуется объективная информация о случившемся, обсуждение политической обстановки и происходящих событий. Родителям важно быть терпимыми к максимализму подростков, но сдерживать проявляемую ими склонность к обвинению других и агрессию по отношению к окружающим. Следует поощрять желание детей вместе со взрослыми оказывать помощь пострадавшим.